Главная » Крестьянский быт » Рукоделие на Руси

Рукоделие на Руси

В народной культуре одно из самых значимых мест занимает убранство дома. Ведь дом всегда был не только одним из символов благополучия и достатка, он многое мог рассказать и о Духовном богатстве своих хозяев. Неповторимый колорит русской избы складывался веками. Ее внешний вид гармонировал с внутренним. Дом, богато убранный вышитыми скатертями, полотенцами, салфетками, занавесками, целиком вписывался в народные представления о красоте. Дивные кружева, затейливые лоскутные одеяла, любовно сделанные куклы, тканые пояса и богато украшенные шали, платки, кокошники, рубахи, юбки, сарафаны вносили в жизнь яркие праздничные краски. Все это – творение заботливых женских рук.

Русское рукоделие отражает всю самобытность народной культуры. Хотя само слово очевидно в своем значении – «то, что сделано руками», в национальной традиции оно закрепилось именно за женским творчеством. Творение мужских рук обычно принято называть ремеслом.

Истоки и того, и другого очень древние. Археологические раскопки показывают, что украшать свое жилище, домашнюю утварь, одежду люди начали еще в незапамятные времена. В далеком праславянском прошлом появились первые изделия из ткани. Даже сам процесс изготовления ткани довольно сложен. Нужно заготовить растения, правильно их обработать, превратив различные их части в волокна, затем волокна превратить в нити, окрасить их в различные цвета, а уж затем из нити создать ткань и соответствующим образом ее оформить.

На Руси одной из самых почитаемых Богинь была Макошь, которая часто изображалась в образе рукодельницы.

В древности для добывания нити использовали (помимо вычесываемой с животных шерсти) лен, крапиву, конопляные волокна и даже иван-чай. Столь популярный нынче в изделиях народного стиля хлопок распространился на Руси лишь в девятнадцатом веке.

Сам процесс прядения считался настолько важным и ценным, что клубок нити вошел в фольклор как волшебный предмет, указывающий правильный путь герою сказки или легенды. Да и домотканое полотно почиталось очень высоко. Считалось, что свиток такого полотна способен отвадить от дома шальную неприкаянную Душу или пришлую нечисть.

Русское рукоделие вообще сложно представить без прялки и веретена, их недаром считают символами женского творчества. Образы этих предметов тоже наделены в фольклоре волшебной силой, и потому они всегда богато покрыты узорами с самым серьезным значением, закрепленным за этими знаками древней народной мудростью.

Процесс превращения нити в ткань разнообразен. Первым из способов, пожалуй, было вязание. Для него нужны самые простые приспособления – пара спиц или вовсе один крючок, а при желании можно было обойтись и без них – в культурах некоторых народов до сих пор сохранилось узелковое вязание или плетение, которому, вероятно, предшествовало простое плетение из трав или кожаных полосок.

Но прочную и тонкую ткань можно было получить только в результате ткачества. Простое полотно недаром овеяно легендами. Оно в народной жизни необходимо повсюду – одежда, постель, скатерти, салфетки и полотенца, убранство окон и дверей, – всюду в основе простое переплетение нити в ткань. Для ее изготовления уже нужно более сложное оборудование. От простой рамки со специальным гребнем, до ручного ткацкого станка, позволяющего разнообразить способы сплетения нитей. Тонкие нити тоже использовались в вязании, но это уже относится к такому чарующему виду рукоделия, как создание кружев. Русь всегда славилась своими кружевами. Кружева ценились и ценятся очень высоко как за свою красоту, так и за ту волшебную силу, которой их наделяют искусные руки мастериц. Кружевными узорами украшали одежду, белье, занавески, скатерти, покрывала, были целые шали из кружева, и даже скатерти и панно.

И, конечно же, особое значение придавалось вышивке. От нанесения узоров и орнаментов на одежду до вышивания целых картин. Вышивали крестиком, гладью, жемчугом, позже бисером.

В музеях и частных коллекциях русское рукоделие часто представлено старинной вышивкой с использованием золотых и серебряных нитей, жемчуга, самоцветных каменьев.

Вышивали все – от крестьянских дочерей до княгинь и цариц, настолько это искусство считалось достойным и даже священным для женщин.

До самого начала двадцатого века в народе считалось, что девушка готова к замужеству, только если она смогла соткать и вышить себе приданное. А это, помимо свадебного наряда и десятка сарафанов, еще и полный набор, необходимый для убранства дома новой семьи. И чем искуснее все это было соткано, связанно и вышито, тем более почитаемой и достойной считалась невеста. Информация взята с https://slavmir.tv/stati/byt-slavjan/russkoe-rukodelie/ .

Поделитесь этой информацией с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *