Считают, что первое упоминание о нем относится к 1849г.
Но на самом деле, зародилось оно в Вятской губернии еще раньше. В то время на Вятской земле знали только один вариант кружева – крестьянское кружево. Его плели из домашней пряжи самым простым рисунком. Таким кружевом украшали в то время полотенца, которые дарили на свадьбу молодоженам. М.Н.Шатров в книге «Кировские кустари» приводит бытовавшее предание: «в начале XVII века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеже .
Здесь за какую-то провинность попал в немилость, и, чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотничьему делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки…»
Далее автор замечает, что, как в каждом предании, здесь есть и правда, и вымысел.
Школа кружевниц
В 1893г. в слободе Кукарке (сейчас г.Советск Кировской области) была открыта первая в Вятской губернии школа кружевниц, которую возглавляла Анастасия Григорьевна Афанасьева, жена земского врача. Первые десять лет существования кружевной школы послужило основой дальнейшего ее процветания и успеха. Она была признана не только в пределах губернии, но и во всей России.
Артель и фабрика
В 1920г. Была создана первая трудовая артель кружевниц.
В 1930-е годы произошел небывалый подъем кружевного промысла. Изделия, выплетенные в г.Советске, расходились не только по стране, но и уходили за границу, участвовали в выставках. В 1958г. артель стала фабрикой кружев, где была создана первая опытная лаборатория, которую возглавила мастерица Анна Александровна Гужавина. Она работала инструктором по плетению и рисованию кружев в Советской артели, а с 1946г. заведовала художественной лабораторией.
Известные имена кружевниц
А.А.Гужавина двадцать лет была единственным художником кружевного промысла. В период с 1930 по1950 год по ее сколкам плели кружева во всех артелях области Для ее рисунков характерны сочетания изящества и строгости использования вятских способов переплетения.
Зоя Александровна Вараксина (1960—1970-е годы) – художник, чье творчество определило характер развития Вятского кружева и сделало его более современным.
Вера Ильинична Смирнова с 1964 года работала на Кировской фабрике строчевышитых изделий им.8 Марта. Она первой начала делать большие тематические панно и занавесы, ввела в кружево накладные детали, сочетая кружево с вышивкой и тканью, возродила скань, придав кружеву большую выразительность.
Анфиса Федоровна Блинова, член Союза художников России. В 1983 году удостоена звания Лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина. С 1961г. работала в Советском филиале № 1 фабрики строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта, с 1969 по 1994 год – художником по кружеву.
А.Ф.Блинова создавала орнаментальные и сюжетные композиции, связанные с темами природы и родной Вятской земли, разрабатывала новые формы изделий, и технологические приемы, а также применяла новые виды сырья. Автор целого ряда уникальных произведений, которые были отмечены высокими наградами на выставках в России и за ее пределами. К сожалению, годы перестройки отрицательно повлияли на промысел. Закрылось предприятие, распался коллектив художников, не стало творческой лаборатории кружева. Остались кружевницы, которые работают на дому, не давая угаснуть кружевному промыслу. В г. Советске до сих пор сохранилось учебное заведение, где, как и прежде, учат старинному ремеслу молодежь. Замечательный коллектив мастеров производственного обучения кружевоплетения и преподаватели отделения начального профессионального образования КОГОБУ СПО «Индустриально-педагогический колледж г. Советска» передают свои знания, сохраняя и развивая традиции Кукарского кружева. Информация взята с https://ru.russianarts.online/history/51548-istoriya-kukarskogo-kruzheva/ .